Суббота, 19.09.2020, 21:12
Приветствую Вас, Гость

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ

Развитие самостоятельности – одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. Задача эта не новая. Феномен детской самостоятельности обстоятельно изучался отечественной и мировой психолого-педагогической наукой. В программно – методических материалах разных лет, в том числе и современных, рассматриваются условия организации и поддержки детской самостоятельности в дошкольных учреждениях. Однако на практике организация самостоятельной деятельности детей вызывает у педагогов дошкольного образования серьезные затруднения. Далеко не всегда дети имеют возможность проявить свою активность и самостоятельность, реализовать право на свободу выбора деятельности.

Самостоятельность дошкольника нередко не получает должной педагогической поддержки, а его самостоятельная деятельность протекает без внимания со стороны взрослых. Между тем самостоятельная деятельность детей, возможно, как никакая другая, требует грамотного педагогического сопровождения.

Задача воспитателя – создать эффективные условия для возникновения и развертывания полноценной самостоятельной деятельности детей в группе с учетом их  индивидуальных особенностей, потребностей и интересов. Данная  задача приобретает особое значение в связи с введением в действие Федеральных государственных требований  к дошкольному образованию, так как новые нормативные документы ориентируют педагогов на решение программных образовательных задач  не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и самостоятельной деятельности дошкольников.

Cначала необходимо разобраться, что есть самостоятельность и как ее диагностировать доступными для педагога средствами.

Самостоятельность – это независимость, возможность или способность действовать без чьего – либо вмешательства (слайд 2).

Чем отличается самостоятельный ребенок? Какие показатели  характеризуют проявление самостоятельности?

(слайд 3) Это, прежде всего, ребенок, который в результате опыта успешной деятельности, подкрепленной одобрением окружающих, чувствует себя уверенно. Указанное качество личности обеспечивает ребенку постановку и решение без помощи взрослого разного рода задач, которые возникают в повседневной жизни и деятельности. Успешный личный опыт самостоятельных дел порождает у ребенка стремление проявить себя, попробовать свои силы в новых делах. Поэтому характеристика самостоятельного ребенка всегда содержит оценку самостоятельности как преобладающей черты поведения проявляющейся в разных сферах его деятельности и общения.

Мы, педагоги и родители, хотим видеть детей самостоятельными, требуем от них самостоятельности, часто не до конца понимая, что нужно делать для того, чтобы развивать данное личностное качество – самостоятельность.

Нельзя  требовать от ребенка самостоятельности  во всех видах деятельности.  Важно увидеть проявляет ли ребенок самостоятельность, хоть в чём–нибудь, какие виды деятельности привлекают его больше, при каких условиях самостоятельность проявляется ярче. Для этого необходимо начать работу в данном  направлении с диагностики уровня актуального развития самостоятельности ребенка, которая включает в себя: (слайд 4)

1.  Способность к самостоятельному выбору (деятельности, ее целей, средств и способов, партнеров для общения.)

2.  Уверенность в себе, в своих возможностях, осознание своих особенностей, умений, предпочтений, трудностей.

3.  Умение осуществить деятельность во всех ее компонентах (от постановки цели, отбора средств и способов в планировании и практическом воплощении плана до получения намеченного результата).

4.  Автономность поведения: ребенок не обращается за помощью к другому,  сам стремится решить задачи.

5.  Умение использовать свой опыт для решения новых задач  (способность к переносу знаний и умений в новые условия деятельности).

Естественно, эти показатели содержательно будут изменяться в зависимости от  возраста детей, поскольку их проявления у трехлетнего ребенка и шестилетнего различно (если ребенок в три года ест самостоятельно, мы расцениваем это как наличие данного качества, чего нельзя сказать о старшем дошкольнике).

Для осуществления диагностики самостоятельности, мы использовали критерии и диагностические материалы, предложенные к.п.н., доцентом кафедры дошкольной педагогики педагогического университета им. Герцена, внешнее и включенное наблюдение и диагностические проблемные ситуации, такие как:

 «Перевертыши» (слайд 5)

Ребенку предъявляется картина с изображением аквариума и материалов находящихся в нем: камень, гвоздь, бумага  плавают на поверхности, пустая пластмассовая бутылка, деревянный кораблик лежат на дне. «Посмотри, что правильно, а что нет». Дошкольнику предлагается проверить свои догадки экспериментальным путем (дается таз с водой и предметы).

   «Помоги растениям» (слайд 6)

Предложить ребенку отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в поливе, рыхлении, очистке от пыли, и объяснить, почему он их выбрал. Необходимо ответить какими будут растения после того, как он осуществит уход за ними.

   «Конструируем шапочку» (слайд 7)

Воспитатель предлагает сложить из бумаги шапочку для куклы Кати, чтобы ей солнце не напекло голову. Из предложенных трех форматов необходимо выбрать один, из которого можно сложить шапочку нужного размера.(Отмечаем, учитывает ли ребенок уменьшение формата при складывании шапочки).

Диагностику мы проводили два раза в год: в начале и в конце учебного года. Как видно из диагностической матрицы на начало учебного года уровень развития самостоятельности у детей был достаточно низкий. (слайд 8)

Современная литература, как зарубежная, так и отечественная изобилует рекомендациями по воспитанию самостоятельности.

Алон Фромм, в частности (слайд 9) призывает педагогов и родителей не быть слишком ревностными в своих требованиях, можно требовать от ребенка двух лет, чтобы он самостоятельно одевался, но вряд ли он это может сделать.

Дженнифер Вольф считает, (слайд 10) что нужно быть терпимыми к любым самостоятельным проявлениям ребенка, создавать условия для развития самостоятельности, поощрять детей делать выбор, учить понимать последствия этого выбора, избегать чрезмерного контроля, поощрять заслуги ребенка, уметь слушать и понимать, чего хочет сам ребенок.

В целом, исследователи сходятся на том, что важнейшая роль самостоятельности, как интегративного свойства личности заключается в мобилизации собственных ресурсов ребенка без посторонней помощи.

Под самостоятельной деятельностью мы понимаем свободную деятельность детей в условиях созданной взрослыми предметно – развивающей  среды. Данная среда сконструирована таким образом, что она может обеспечивать детям выбор интересной для них деятельности, стимулировать его активное взаимодействие со средой. При этом проявлению самостоятельности способствует отсутствие жесткой регламентированности со стороны взрослых, но в тоже время вариативность деятельности ребенка должна направляться воспитателем.

Изучив психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что эффективным средством развития самостоятельности у детей дошкольного возраста является самостоятельное экспериментирование. 

В последние годы много говорится о важности детского экспериментирования для полноценного развития дошкольников. Для развития самостоятельности детей необходимо организовывать исследовательскую деятельность не только в форме НОД, но и в форме самостоятельной деятельности детей. Однако, если НОД грамотно могут организовать большинство воспитателей, то организация самостоятельной познавательной деятельности часто вызывает у педагогов затруднение.

Как формировать и поддерживать стремление детей к экспериментированию, какие создавать для этого условия, какова роль педагога в развитии самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей? В поисках ответов на эти вопросы, мы провели небольшое исследование. Мы диагностировали у детей уровень самостоятельности, затем организовали уголок для познавательно-исследовательской деятельности, (слайд 11)  постоянно наполняли его разными предметами и материалами для  «изучения»: природные материалы (ракушки, камни, кора и семена растений), бросовый материал (коробочки разные по величине, пластиковые баночки и стаканчики разного объема, соломинки для коктейля), материалы и оборудования для продуктивных видов деятельности (карандаши, бумага, пластилин и другое), лабораторное  оборудование (лупы, мерная посуда, воронки и другое).  Подбор этих материалов осуществлялся в соответствии с содержанием образовательного процесса.

Интерес к предметам расположенным в уголке проявляли всегда одни  и те же дети, (слайд 12) их привлекали действия с камушками, водой, они с увлечением осваивали новые конструкторы, с удовольствием действовали с лупой, рассматривая и сравнивая семена разных растений, а затем и другие предметы. Сравнив наблюдение за детьми с результатами диагностики уровня их самостоятельности, мы увидели, что именно эти дети имеют высокий уровень самостоятельности, причем остальные дети  в организованной деятельности с воспитателем проявляли интерес к исследовательской деятельности, а самостоятельно ее не разворачивали. Мы сделали вывод, что для развития самостоятельной исследовательской деятельности большинству дошкольников необходимо поддержка педагога, для выработки алгоритма действия с материалами и предметам. Тогда мы стали осуществлять педагогическую поддержку развития самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности.

       В начале осени вместе с детьми исследовали свойства сухого и мокрого песка. Я задавала вопросы, на которые дети самостоятельно находили ответы. Важно, что бы дети не только высказывали свое предположение, но и обосновывали его, поэтому обязательно спрашивайте, почему они так думают. Дети играли с песком, лепили фигурки, а я наблюдала за ними. При этом не навязывая им действия, не давая образцов, а поддерживая замыслы детей и создавая условия для максимального проявления каждым ребенком своей самостоятельности.

        При уходе за растениями в уголке природы предлагала детям потрогать землю, понюхать ее, задавала вопросы о свойствах земли. Мы обсуждали с детьми, чем похожи земля и песок. Как и зачем ухаживать за растениями. Зимой, во время наблюдений на прогулке, постоянно обращала внимание детей на свойства снега. (слайд 13)  

       В процессе специально организованных игр с водой (слайд 14)  дети исследовали свойства воды. Они предполагали и сразу проверяли свои предложения. Своими вопросами я старалась вовлечь детей в процесс настолько, что им становилось интересно проверить, какие ещё из окружающих предметов могут удержать воду. Поэтому очень важно предоставить детям возможность действовать с любым материалом до полного насыщения.

     В ходе изобразительной деятельности, дети знакомились с разнообразием пластических материалов: соленым тестом, глиной, пластилином, красками и их свойствами. Во вторую половину дня многие дети с удовольствием занимались продуктивной деятельностью и выбирали тот материал, с которым работали утром. Некоторые доделывали свои подделки, другие - пробовали самостоятельно создать какой-то образ. Дети смешивали краски, получая новые цвета. (слайд 15)  

       В процессе ряженья и в играх с куклами дети исследовали свойства разных видов ткани (ткань толстая или тонкая? Какая самая прозрачная? Ткань складывается? Потом ее можно распрямить? Ткань можно завязать?)

    Необходимо отметить, что главное в системе работы по организации самостоятельной деятельности познавательного характера с дошкольниками не познакомить их со свойствами перечисленных материалов, а вызвать у детей положительные эмоции, связанные с узнаванием нового, чтобы им хотелось узнавать, и они умели это делать разными способами. При этом педагогам важно особое внимание уделять именно организации самостоятельной детской деятельности познавательного характера, строить свою работу так, чтобы дошкольники действительно «открывали» свойства материала самостоятельно, а не просто запоминали то, что говорил взрослый.  

 В ходе работы по развитию у детей самостоятельной поисковой активности мы старались: предоставлять  детям  свободу выбора, помогали только в том случае, если ребенок просил конкретную помощь, предлагали детям самостоятельно организовывать игры (сюжетно-ролевые, дидактические) предоставляя несколько вариантов развертывания сюжета или правил.

Кроме того, в течение года мы составляли план действий на каждый день и вычеркивали дела по мере их выполнения, в конце дня обсуждали все ли из намеченного нам удалось сделать, если нет, то почему. Кроме режимных моментов мы включали в наш план совместную и самостоятельную деятельность (например, почитать книгу, нарисовать, навести порядок, вымыть что-то, построить и т.д.).

На первых порах дети могли забыть о составленном плане, приходилось им напоминать. Но, примерно через два месяца, дети регулярно следили за выполнением намеченного, самостоятельно вычеркивали выполненные дела, (слайд 17) и им было очень важно, чтобы их самостоятельность была отмечена. Многие родители говорили о том, что дома дети также просили составить план на день, особенно в выходные дни, следили за его выполнением, а некоторые родители были приятно удивлены, когда благодаря такому плану дети стали более ответственными, исполнительными, аккуратными.

 В конце года мы осуществили повторную диагностику уровня развития самостоятельности  детей с использованием  того же инструментария, что и в начале учебного год и получили следующие результаты: у 70% детей повысился уровень самостоятельности, как в исследовательской, игровой, так и в повседневной деятельности.

  Таким образом, для развития у детей самостоятельности необходимо (слайд 19):

1.     Не допускать гиперопеки.

2.  Не торопить детей в самостоятельных действиях, не терять терпения, не прерывать доделывая самим, лучше подождать, пока ребёнок сделает неправильно, потом показать ему как сделать верно.

3. Давать ребенку возможность выбора, небольшого планирования своих действий, режима дня. Важно научить его составлять план и вычеркивать дела по мере реализации, это придаст ему независимости и ощущение себя самостоятельной личностью.

4.    Привлекать ребёнка к совместным делам и не отказываться, если он сам предлагает помощь.

5.   Спокойно относиться к его промахам в самостоятельном поведении, анализировать его вместе.

6. Объяснить ребенку, что самостоятельность ведет за собой ответственность.

7.     Поощрять проявление ответственности у ребенка.

8.     Обращаться с ребенком как с личностью.

9.    Учить ребенка самостоятельно урегулировать конфликты в общении с другими детьми.

10. Верить в способность ребенка быть самостоятельным, подбадривать, давать ощущение защищенности в любой ситуации.




Скачать презентацию проекта:  


http://depositfiles.com/files/vlnbwqjyv

Сделать бесплатный сайт с uCoz